Главная \ Новости \ Симптомы аутизма в поведении

Симптомы аутизма в поведении

« Назад

Симптомы аутизма в поведении 02.04.2020 09:02

Напомним, 2 апреля во всем мире отмечается День распространения информации о проблеме аутизма.

Ранее мы публиковали статью о фактах про аутизм , которые помогут рассказать детям, посещающим детские сады и начальную школу, о том, что рядом с нами живут люди с аутизмом, как их научиться понимать и чем им можно помочь.

          Сегодня наша статья адресована родителям маленьких детей. Мы расскажем об основных симптомах аутизма в поведении, которые важно вовремя разглядеть и обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

 

Нарушения в сфере социального взаимодействия (в том, как ребёнок общается с детьми и взрослыми)

Нарушения социального взаимодействия – самые важные симптомы аутизма.

Часто ребенок с аутизмом ведет себя так, будто настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

нарушение в сфере соц взаимодействия 1

нарушение в сфере соц взаимодействия 2

нарушение в сфере соц взаимодействия 1

Нарушения в сфере коммуникации (в том, как ребёнок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица)

Нарушение коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что-то делали.

нарушения в сфере  коммуникации 11

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультиков и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

нарушение в сфере коммуникации 2

Нарушения в поведении (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов -своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

Нарушения в поведении 1

Нарушения поведения 2

Нарушения поведения 3

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловким в другой.

Нарушение мотрики 1

нарушение моторики 2

Особенности восприятия обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

обостренная чувствительность 1

обостренность восприятия 2

обостренность восприятия 3

обостренность восприятия 4

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

причинение вреда самому себе 1

причинение вреда самому себе 2

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт.

Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

 

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно – кишечного тракта. Ребёнок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

расстройства желудочно киш тракта 1

Нарушение сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один – два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена или отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

нарушение сна

Помощь детям с аутизмом

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких – либо сопутствующих аутизму нарушении и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложными умениями и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. В некоторых ситуациях специалисты могут назначать лекарства, действия которых направлено на снижение выраженности проблем поведения, например, гиперактивность или раздражительность, могут также применяться лекарства, влияющие на сон, работу желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, встречающиеся при расстройствах аутистического спектра. Однако до сих пор не существует лекарств, прямо влияющих именно на симптомы аутизма. Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения.

Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.

Поэтому очень важно вовремя увидеть симптомы аутизма и обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

 

Материалы пособия «Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей» - Москва, Фонд «Выход», 2014. – 36с.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить